Прежде чем начать
экспериментировать со сведением, вы должны научиться микшировать. Ваша
песня должна звучать так же хорошо и сбалансировано, прежде чем вы
начнёте мастеринг.
Профессиональное сведение сделает звучание вашей песни более красивым.
Мастеринг представляет собой
последний этап при создании музыки. Он представляет собой процесс
улучшения качества звука (по возможности) музыкального произведения при
помощи таких инструментов, как эквалайзер, компрессор и ограничитель.
Кроме того, при помощи мастеринга, музыкальное произведение проходит
подготовку к надлежащей обстановке. После мастеринга, музыкальная
композиция уже готова для представления общественности.
Имейте в виду, что мастеринг тесто
взаимосвязан с микшированием. По правде говоря, если сведение композиции
выполнено ненадлежащим образом, весьма вероятно, что мастеринг,
выполненный на любительском уровне не улучшит музыку, а наоборот,
возможно, даже нанесет ей вред.
Поэтому, перед началом
эксперименторования с мастерингом, необходимо научиться сводить звук.
Нужно, чтобы композиция звучала как можно лучше и гармоничней перед
началом мастеринга (возможно, для начала вам поможет мое руководство по
сведению электронной музыки).
Дело в том, что после профессионально выполненного мастеринга, микс отличного звучания начинает звучать превосходно.
Многие продюсеры и профессионалы
утверждают, что выполнение мастеринга следует поручать
мастеринг-инженерам и, что не следует самому выполнять мастеринг своих
песен, если не знаешь, что делаешь. С этим я согласен, потому что
мастеринг-инженеры обладают навыками, профессиональным оборудованием,
надлежащей средой прослушивания, подготовленным слухом и, как правило,
многолетним опытом, поэтому они очень осведомлены о том, что можно
сделать (по возможности) для повышения качества микса (см. ссылки в
конце этой статьи, которые указывают на три сервиса по качественному и
доступному онлайновому мастерингу).
Следует знать, что я не
профессионал – я просто человек, увлечённый своим хобби, поэтому
описываемая здесь методика может оказаться НЕ самой лучшей. Если вы
серьезно настроены на выполнение мастеринга своей композиции,
НАСТОЯТЕЛЬНО советую обратиться к профессиональному мастеринг-инженеру.
Тем не менее, на основе
вышесказанного, не следует бросать попытки экспериментировать с
различными плагинами и настройками, чтобы увидеть, что можно самому
сделать для улучшения звучания своих миксов.
Инструменты для мастеринга
Для мастеринга существует широкий
выбор плагинов VST: ограничители «кирпичная стена», однополосные
компрессоры, многополосные компрессоры, эквалайзеры, стереоусилители и
т.д., а также присутствует набор предустановок для возможности начала
работы. Должен заметить, что на самом деле не существует «решения одной
кнопки» или «универсальной настройки» – быстрого средства для выполнения
мастеринга. Каждый микс уникален и поэтому следует выбирать и
настраивать инструменты для мастеринга согласно ситуации – все зависит
от имеющегося аудиоматериала и целей мастеринга. Это служит основанием
для выбора необходимых инструментов и настроек. Иногда, может
потребоваться воспользоваться ограничителем в основном канале для
выполнения необходимых задач и хорошо, если с его помощью можно добиться
хорошего звучания. Дело в том, что вам необходимо научиться
пользоваться слухом.
С учетом всего сказанного, я
познакомлю вас с одним из методов и наборов плагинов, которые я сам
иногда использую для выполнения мастеринга своих композиций. Настройки и
плагины, которые я использую в данной статье, настроены для работы с
моей примерной композицией, поэтому те же самые в точности настройки
(или плагины) скорее всего не будут сразу работать с вашим миксом, вам
придется их настроить.
Кроме того, в конце данной
обучающей статьи, я предоставил общий доступ к файлу состояния микшера
программы FL Studio, в котором я установил плагин FX-цепи и параметры,
поэтому с этим файлом можно сразу начинать работу и, несмотря на то, что
настройки выставлены для работы с моей примерной композицией, можно
начать работу с неё и выставить параметры, согласно вашим требованиям.
Следует подчеркнуть, что эта статья
НЕ является подробным руководством по мастерингу, так как работа с
программой подразумевает гораздо большее, чем просто подключение
нескольких плагинов к мастер-каналу – скорее, это отправная точка и
введение в методику, а также ознакомление с набором инструментов,
которые МОЖНО использовать для такой конечной обработки – эта статья
поможет начать работу и, возможно окажется полезной, когда вы начнете
экспериментировать и узнаете, какие действия со звуком выполняют те или
иные плагины и настройки, чтобы получить желаемые результаты
Хорошо, приступим!
Подготовка композиции к мастерингу и начало работы
Если честно, для выполнения мастеринга в программе FL Studio, существуют
два способа: 1) можно выполнить мастеринг композиции во время ее
сведения или 2) можно экспортировать композицию в файл WAV, создать
новый пустой проект и импортировать ее обратно в программу FL Studio, а
затем выполнить мастеринг.
Мне лично нравится разделять
проекты по сведению и мастерингу, поэтому я пользуюсь методом 2 и в
данной обучающей статье уделяю ему большое внимание.
Итак, перед вами пошаговая инструкция:
1. Экспорт микса в файл WAV.
Перед началом экспорта микса, рекомендуется понизить уровень громкости
мастер-модуля до примерно -6,0 дБ – -8,0 дБ. Это необходимо, чтобы не
появилось ограничение сигнала из экспортируемого файла WAV (подробную
информацию читайте в моем руководстве по сведению звука). ТЕМ НЕ МЕНЕЕ,
если вы решите использовать 32-битный формат с плавающей запятой, не
нужно беспокоиться об ограничении сигнала (см. мой совет по сведению
звука при помощи 32-битного формата с плавающей запятой).
Кроме того, во время экспорта лучше всего не пользоваться компрессором или ограничителем в мастер модуле.
Для рендеринга используйте самое высокое качество. Вот настройки, которыми я обычно пользуюсь.
2. Создание нового пустого проекта FL Studio и открытие
своей композиции в редакторе Edison. Удалите ненужную паузу в конце или
начале композиции (при наличии). См. изображение:
3. Создание очень короткого постепенного затухания громкости в конце композиции (при необходимости).
Это применяется, чтобы избежать резкого обрыва композиции, так как эхо
или эффект задержки могут все еще проигрываться после фактического
окончания композиции. См. изображение:
4. Нормализация файла WAV.
Нормализация увеличивает амплитуду
формы волны так, чтобы самый громкий пик достигал 100% максимально
возможного уровня. Это увеличивает громкость без явления ограничения
сигнала. Сохраните изменения в файле WAV.